Академик Кокошин объяснил «ущербность» американских предложений по СНВ-3

«Сделано ради предвыборного эффекта администрации Трампа»

Последнее российско-американское соглашение в области контроля над стратегическим наступательным вооружением – СНВ-3, похоже, доживает последние месяцы. Российские официальные лица в течение года предлагали США пролонгировать действие этого важного для международной безопасности документа, но США активности не проявляли. Неожиданное предложение, которое озвучил представитель президента США на переговорах по СНВ Маршалл Биллингсли, Россию не устроило. Позицию РФ разъяснил «МК» бывший секретарь Совета безопасности РФ, академик РАН Андрей Кокошин.

АНДРЕЙ КОКОШИН   ФОТО: EN.WIKIPEDIA.ORG

Биллингсли, в частности, предложил «заморозить» ядерные арсеналы России и США. При этом «под заморозку», по предложению США, попадало бы и тактическое ядерное оружие.

На предложение России продлить действие Договора СНВ-3 без всяких условий США ответили отказом.

-Отказ администрации Трампа от последнего российского предложения продлить без всяких условий Договор СНВ-3 наносит серьезный ущерб стратегической стабильности и международной безопасности, - сказал Андрей Кокошин. - К сожалению, это заявление американской стороны лежит в русле целого ряда предыдущих действий этой администрации по демонтажу системы ограничения и сокращения вооружений, контролю над вооружениями, которая выстраивалась десятилетиями в результате двусторонних, очень непростых, а подчас тяжелых, напряженных усилий.

Применительно к вопросу о продлении Договора СНВ-3 администрацией Трампа регулярно выдвигались разного рода предложения и даже требования к российской стороне, которые были совершенно неприемлемы с точки зрения международной практики переговоров и обеспечения интересов безопасности сторон на равноправной и взаимоприемлемой основе.

Это, в частности, касалось вопроса об участии в этих переговорах Китайской Народной Республики, а также проблемы нестратегических ядерных вооружений. Проблема тактического ядерного орудия - очень сложная, многомерная, с учетом различных асимметрий в вооруженных силах обеих сторон, а также наличия американских ядерных арсеналов на территории союзников США по НАТО, у  Франции и Великобритании. 

Выдвижение предложения ограничить или «заморозить» число всех ядерных боезарядов у сторон без учета имеющихся средств доставки ядерного оружия было попыткой радикально изменить подход к ограничению ядерных вооружений, контролю над вооружениями, который формировался, начиная еще с конца 1960-х годов с участием других американских администраций.

Видимо, ради предвыборного эффекта администрация Трампа пыталась доказать, что она де преподнесет миру свое уникальное соглашение, «великую сделку», полностью отличающуюся от того, что делали предыдущие администрации, особенно администрация Барака Обамы.

Отказ от зачета в первую очередь носителей оружия с соответствующими боезарядами неправомерен и с военно-стратегической точки зрения, и с точки зрения обеспечения надежного, эффективного контроля за соблюдением соглашений.

Есть у предложений Трампа и целый ряд других ущербных сторон, которые существенно осложнили характер переговоров по стратегической стабильности, которые велись в это время и особенно в последние месяцы.

Между тем в Договоре СНВ-3 прямо предусматривается его простое продление на пять лет без всяких дополнительных условий и новых переговоров. Решение такого вопроса, за что выступают и целый ряд авторитетных американских ученых, экспертов и политиков, было бы важным шагом в обеспечении стратегической стабильности и международной безопасности.