А.А. Кокошин об ошибках в военном строительстве в Российской империи перед Первой мировой войной

"Много вопросов вызывает решение Николая II об ускоренном строительстве четырех "дредноутов" для Балтийского моря перед Первой мировой войной, которое уже в то время, по выражению Александра Андреевича Свечина, было "оперативными задворками Европы". Это решение было принято без каких-либо консультаций с военным министром и Генштабом русской армии, не говоря уже о консультациях с деятелями Государственной думы, ведавшими военными вопросами, а лишь на основе докладов царю военно-морского министра и начальника Генерального морского штаба. (В некоторых источниках отмечается, что это решение было активно поддержано руководством Великобритании, для которого было очень важно, чтоб Россия оттянула на себя часть линейного флота Германской империи, ослабив его в противостоянии с английским "гранд флит".

Огромные ресурсы, затрачиваемые на линейные корабли Балтфлота, с гораздо большей пользой могли бы быть использованы для оснащения сухопутных войск Российской империи тяжёлой полевой артиллерией, для развития производства боеприпасов, на оборудование будущего театра военных действий, на развитие тех отраслей промышленности, которые могли бы обеспечить собственное массовое производство самолётов и автотранспорта.

Что касается собственно военно-морского флота Российской империи, то значительно важнее было бы на первое место поставить усиление - за счёт первоочередного строительства нескольких дредноутов - не Балтийского, а Черноморского флота. В результате последний мог бы иметь господство на море со всеми оперативными, стратегическими и политико-военными последствиями. В том числе реальной становилась бы задача захвата Босфора и Дарданелл и поражения Османской империи в войне в её первые полтора-два года.

Надо заметить, что и у кайзеровской Германии крупнейшей стратегической ошибкой было создание линейного "флота открытого моря", развязывание ею гонки морских вооружений с Британской империей. Это тоже отвлекло гигантские ресурсы от усиления сухопутных войск Германской империи и сделало Великобританию однозначным противником "второго рейха" в грядущей мировой войне.

В своё время заместитель генерального инспектора бундесвера генерал Герд Шмюкле назвал морского министра Германии фон Тирпица, главного идеолога и лоббиста развития линейного "флота открытого моря", одним из основных виновников поражения Германии в Первой мировой войне.

В годы непосредственно перед Великой Отечественной войной Сталин также поставил задачу ускоренного строительства тяжёлых артиллерийских кораблей - линкоров и линейных крейсеров для Красного флота. При этом строительство авианосцев, превращающихся в главную ударную силу флотов, по сталинским планам развития РККФ не предусматривалось.

При этом Сталин не советовался даже с наркомом ВМФ Николаем Герасимовичем Кузнецовым. По свидетельству последнего, реализация этих решений отвлекла большие людские и материальные ресурсы Советского Союза, которых остро не хватало для развития многих компонентов сухопутных войск и авиации РККА. Известно, с каким острым дефицитом автотранспортных средств, средств связи, транспортных самолётов, средств ПВО и противотанковых средств столкнулась наша армия в начале Великой Отечественной войны.

При строительстве вооружённых сил Российской империи были допущены и другие немаловажные ошибки... Если говорить о развитии сухопутных войск, то для царской армии накануне Первой мировой войны была характерна чрезмерная численность конницы - более 300 тысяч сабель. Но в этой войне стратегическая конница не нашла своего применения, она оказалась крайне уязвимой перед лицом артиллерии и автоматического оружия.

Такая численность конницы тоже поглощала весьма значительные ресурсы. В большинстве случаев для неё была характерна и устаревшая тактика. Имеется много свидетельств того, что в царской армии доминировал "культ сабельного шока" - удара плотной массой кавалерии со ставкой на холодное оружие - в духе действий прусских кавалеристов во главе с фон Зейдлицем в годы Семилетней войны 1756-1763 годов.

 

См.: Андрей Кокошин: Заметки о Первой мировой. Все могло быть иначе // Красная звезда, 5, 6, 7 августа 2014 г.